Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Учим ребёнка пересказывать

Автор: Гадеева Т.И.

Пересказ для ребёнка – это один из несложных видов речи, так как ребёнок воспроизводит уже готовый текст и использует готовые формы речи. Следует отметить, что для того, чтобы пересказать текст, не нужно заучивать его наизусть. При пересказе нужно добавить немного творчества.
Для чего нужно обучать пересказу?
При обучении пересказу расширяется лексический запас, совершенствуются такие процессы, как восприятие, память и внимание. Также при пересказе отрабатывается произношение, формируется навык составления предложений и текста.
Детям дошкольного возраста бывает сложно пересказать прослушанный текст. Иногда они путают события, нарушают их последовательность, могут утерять смысловое звено.
Поэтому нужно учить ребёнка пересказывать.
Какой текст лучше взять для обучения?
В первую очередь, текст должен быть интересным и лёгким для восприятия. Обязательно нужно учитывать объём текста, для начала нужно брать текст, состоящий из 5-7 предложений (постепенно можно будет увеличивать). Выбранное произведение должно включать знакомые слова и недлинные фразы.

Как готовиться к пересказу?
• Выразительно прочитать текст.
• Выяснить у ребёнка, всё ли он понял в тексте.
• Если есть непонятные слова, то объяснить их значение.
• Спросить, разобрался ли ребёнок, кто является главным персонажем и почему это произведение так названо.
• Попросить, чтобы ребёнок рассказал, что его больше всего заинтересовало в рассказе.
• Задать вопросы по содержанию, попросить, чтобы ребёнок ответил на них полными предложениями.
• Прочитать ещё раз рассказ, но уже с помощью ребёнка. Это происходит следующим образом: вы начинаете читать предложение, а малыш заканчивает, как бы подсказывая последнее слово. Например, «Что-то зашуршало (в кустах). Петя раздвинул кусты и увидел там (ёжика)».
• Предложить ребёнку пересказать текст.
Обучая пересказу, можно использовать следующие опоры:
1. Сюжетные картинки следует выложить перед ребёнком после чтения текста в любом порядке. После этого ребёнок должен выложить их в нужной последовательности. Дальше предлагаем малышу пересказать рассказ, глядя на картинки.
Применение сюжетных картинок позволит ребёнку выделять главные моменты рассказа.
2. Предметные картинки нужно выкладывать в ходе чтения. Закончив читать, вы показываете на картинки поочерёдно и просите вспомнить, что говорилось об изображённом предмете. Затем просите ребёнка пересказать текст с опорой на картинки.
3. Схемы-рисунки. После прочтения текста можно выложить цепочку из схем в нужной последовательности, а затем работать над подготовкой к пересказу. Ребёнок, опираясь на последовательно выложенные схемы, сможет пересказать текст.
Такие схемы хороши тем, что их можно нарисовать самостоятельно к выбранному рассказу или сказке.
Обратите внимание на то, чтобы при пересказе ребёнок использовал глаголы, прилагательные и наречия. Для этого нужно выделять их при чтении интонацией.
Обучая ребёнка пересказу, вы обогащаете и делаете разнообразной его речь, приучаете его к последовательности и точности изложения. В будущем умение пересказывать станет основой для подготовки устных ответов к урокам, и даже при ответах на экзаменах.
Предлагаю вашему вниманию небольшие рассказы и вопросы к ним. Распечатав данную информацию, вы можете заниматься с ребёнком в удобное для вас время и не только в домашних условиях, но и  в дороге, на даче и т.д.
Желаю вам успехов в этом трудном и интересном деле!

Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку (для детей 5-6 лет).

1.    Прочитайте ребёнку рассказ два раза.
2.    Перед вторым прочтением дайте установку: слушай внимательно, после прочтения я задам тебе вопросы по содержанию.
3.    Задайте вопросы по тексу (см. в конце). Обсудите содержание.
4.    Прочитайте ещё раз с установкой на пересказ.  
! Если ребёнок затрудняется, можно задавать наводящие вопросы.

«По грибы»  ( по Я. Тайц).
    Бабушка с Надей собрались в лес за грибами. Дедушка дал им по лукошку и говорит:
- Ну–ка поглядим, кто больше наберет!
    Пришли они в лес: шли-шли, собирали-собирали. Пора уже и домой возвращаться. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя и говорит бабушке:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
    Вернулись они  домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала  тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это -  бабушкино.

! Требуйте от ребёнка полных ответов.

Вопросы:
- Куда пошли Надя с бабушкой? (Надя с бабушкой пошли в лес.)
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?


Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 13.11.2021   |   Изменено: 13.11.2021 14:44:55
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
"Наш папа самый лучший". Поздравление своим папам посвящают воспитанники средней группы №8.
Фотографии